Теплоход "Серго Орджоникидзе"

Сегодня многие уже и не вспомнят про такой теплоход, а ведь еще совсем недавно (прошло каких-то 16 лет) это был один из лучших круизных трехпалубных судов Московского речного пароходства. С 1961-го года теплоход не менял пароходств, ни разу не был переименован. Увы, в остальном его судьбу счастливой не назовешь.


т/х "Серго Орджоникидзе" на канале им.Москвы,
фото с
infoflot.ru

Речной пассажирский теплоход «Серго Орджоникидзе» (проект 588) было построен весной 1960-го года на немецкой верфи «VEB Mathias Thesen Werft» в городе Висмар. В этом же году была осуществлена перегонка судна в Петрозаводск, где новый теплоход поступает на баланс Беломорско-Онежского пароходства, и начинает работать в качестве плавучего дома отдыха для трудящихся Карелии. Первую свою навигацию теплоход отработал на 12-ти дневных рейсах по маршруту Петрозаводск – Ленинград – Петрозаводск. Однако уже в следующую навигацию было принято решение передать новый теплоход в столицу. Весной 1961 года теплоход «Серго Орджоникидзе» по Беломоро-Балтийскому каналу, Северной Двине и Северодвинской шлюзованной системе переходит на Волгу и в Москву. Теплоход распределяется в Московское речное пароходство.


           т/х "Серго Орджоникидзе" на канале им.Москвы,
     фото с
infoflot.ru

 

В отличие от своих приходящих новых «собратьев» 588-го проекта «Орджоникидзе» работает на туристических линиях до Астрахани, Ростова-на-Дону, в рейсах по Волге. Он никогда не работал в транспортных линиях, перевозя людей из пункта «А» в пункт «Б», его круизы продавались с экскурсионной и развлекательной программой, с питанием и прочими благами круизного отдыха. Эти же блага определяли и недешевые билеты. Общие душевые и санузлы, которые сейчас вызывают кривую улыбку у притязательных туристов, для круизеров образца 60-х – 70-х годов были верхом совершенства. Эти ощущение вполне дополняли роскошные деревянные интерьеры, линкрустовые коридоры, мягкие диваны в каютах, латунные светильники… В общем, для своего времени вполне себе круизный лайнер. К 1980-м годам теплоход уже в основном совершал круизы в Ленинград. «Серго Орджоникидзе» всегда был на хорошем счету в пароходстве и пользовался популярностью среди туристов.


                                    т/х "Серго Орджоникидзе" на острове Кижи, фото Ирины Панфиловой

            «Лихолетье» девяностых нанесло колоссальный удар по Российскому речному флоту: большое количество судов были списаны, брошены по затонам, разграблены, разделаны на металл. Не удалось пережить 90-е годы и «Серго Орджоникидзе», а причиной этому послужило роковое для судна стечение обстоятельств. В июле 1992 года теплоход выполнял очередной рейс Москва-Санкт-Петербург-Москва. На борту было 119 туристов. 3 июля «Орджоникидзе» отправился от причала острова Валаам и продолжил свой рейс по Ладожскому озеру. А вот что было дальше: «Пожар вспыхнул на трехпалубном теплоходе «Серго Орджоникидзе» 3 июля 1992 года, около 22 часов вечера, когда судно пересекало Ладожское озеро возле маяка Кареджи, следуя с острова Валаам. Возгорание произошло в машинном отделении теплохода. Сообщив о чрезвычайном происшествии в рулевую рубку, механик и два помощника были вынуждены покинуть машинное отделение, так и не сумев ничего сделать - огонь и дым сожгли там воздух и раскалили все остальное. Когда старпом Ю. Маслов объявил общесудовую тревогу по борьбе с пожаром, радист уже стучал в эфир SOS. В 22.19 звуки беды эхом послала Петрокрепость. В 22.30 горящий теплоход стал против ветра и бросил носовые якоря возле банки «Железница». К левому борту уже швартовался контейнеровоз СТК-1009, на подходе был «Нефтерудовоз-17». В это же время через раскаленную кормовую переборку и потолок пожар пошел в кормовой кубрик команды и в сушилку белья на главную палубу, из негерметичных дверей машинного отделения языки огня тянулись к кормовому трапу. Вырубилось питание основных пожарных насосов, затихли пожарные брандспойты. В рубке «Орджоникидзе» командовал старпом Ю.Маслов, а капитан С. Назаров боролся с огнем вместе с экипажем. По его указанию аварийная партия с СТК провела разведку очага в каютах экипажа. Через несколько минут началось тушение пожара в МО, а в надстройку теплохода полилась вода из систем тушения СТК.
            Проводницы собрали туристов на открытой палубе в носовой части горящего судна и эвакуировали их на СТК. К 23 часам туда пересадили 140 человек. К месту аварии неслись СПК «Метеор» №№136 и 149, чуть позже вызвали пожарную «Ракету-01». К утру 4 июля возле горящего «Серго Орджоникидзе» было уже 12 судов: сначала заливали огонь, потом откачивали воду. Пламя удалось удержать в кормовой части судна, но там оно успело пройтись по главной, средней и шлюпочной палубе, повредив таким образом все ярусы пассажирской надстройки. Огнем обожгло 6 кают и кубрик экипажа, кают-компанию, помещение музыкального салона, 18 кают пассажиров. Лишь после этого очаг удалось локализовать, а с приходом пожарной «Ракеты-01» и затушить окончательно. В 6 часов утра 4 июля морской буксир № 1219 привел затихший «Орджоникидзе» на Кошкинский рейд Невы. Спасенным туристам с «Орджоникидзе» Московское речное пароходство предоставило теплоход «Николай Бауман», на котором желающие смогли продолжить рейс».

Обошлось без жертв, все туристы были своевременно эвакуированы. Но вот теплоходу повезло меньше – судно сильно пострадало от огня. Буксирами его перегнали в Хлебниковский затон Московского пароходства в Долгопрудном, где долго стоял у причала ожидая своей участи. Увы, в те годы списывались и отправлялись на переплавку суда в куда лучшем состоянии чем «погорелец-Орджоникидзе». В 1995 году теплоход «Серго Орджоникидзе» был отбуксирован на судоремонтный завод в пос.Белый городок, где он был благополучно разрезан и отправлен на переплавку в г.Череповец. Вот так безрадостно закончилась история этого теплохода.

Почему-то так получилось, что фотографий теплохода «Серго Орджоникидзе» на просторах Интернета практически не сохранилось, здесь выложил все, что нашел сам в разное время в разных местах.


т/х "Серго Орджоникидзе" на острове Валаам. 1987 год. Фото [info]lubar .


Фото из архива Московского пароходства.


т/х "Серго Орджоникидзе" на канале им.Москвы. Фото из архива Московского пароходства.


т/х "Серго Орджоникидзе" у причала Северного речного вокзала Москвы.
Фото из архива Московского пароходства.


т/х "Серго Орджоникидзе"прибывает на Северный речной вокзал Москвы.
 Фото с
oldmos.ru.


т/х "Серго Орджоникидзе" на Онежском озере.

Фото с infoflot.ru


 

 
уже и не вспомнят про такой теплоход

Я помню. У нас, у пацанов занятие такое было: сидели на берегу Волги и записывали какие суда в какую сторону прошли. Вот этот теплоход запомнился. Название на солнце блестело, но самые зоркие уже по первому слову "Серго" узнавали этот теплоход.

Где-то до сих пор у меня эти листки с записями "от нечего делать" :) лежат...
Re: уже и не вспомнят про такой теплоход
У меня тоже была такая тетрадка: бабушка живет прямо напротив речного вокзала. Когда они меня забирали к себе, то я тоже вел "записки"... :)
Свердлов/Бенуа - это же систершип Серго?
Похожий теплоход, но проект другой.
"Бенуа" - это проект 26-37 чешской постройки.
"Серго" - проект 588 немецкой, соответственно.
Кстати, однотипный с "Бенуа" "Н.А. Некрасов" тоже назывался "Серго Орджоникидзе" - с 1961 по 1963 год...
В 1996 году на Валааме был , круиз Самара-Санкт-Петербург "Александр Радищев" , какое то судно на камнях выброшено было , не "Орджоникидзе" ?
"Константин Циолковский", теперь "Анатолий Папанов".
На камнях был именно он.
(Anonymous)
Капитан спал в тот момент пьяный и не принимал он участия в пажаре.
I rabotal na Sergo c 1982-1986 (3 mex)
Ect' foto. Znau o Sergo mnogo. Xochu naiti ludei, kto togda rabotal...
Re: I rabotal na Sergo c 1982-1986 (3 mex)
Поделитесь фотографиями. Интересно)))
Re: I rabotal na Sergo c 1982-1986 (3 mex)
(Anonymous)
А кто это? Это бывший старпом спрашивает
Re: I rabotal na Sergo c 1982-1986 (3 mex)
potom na Cycanine (2 mex) pojalyicta peshite mne na pochty: sharkbranch@mail.ru
Re: I rabotal na Sergo c 1982-1986 (3 mex)
V moe vremy ctarpomom bil: Boric Ilarionovich Ivluchkin potom kapitan na Cycanine..... Eto vi?
(Anonymous)
А кто это? Бывший старпом спрашивает
(Anonymous)
pojalyicta, peshite mne na pochty: sharkbranch@mail.ru
Chief mate
(Anonymous)
Кто,кто там работал? Отзовись!
Re: Chief mate
(Anonymous)
I rabotal c 82-86, potom na Cycanine. pojalyicta peshite mne na pochty: sharkbranch@mail.ru
Re: Chief mate
pojalyicta peshite mne na pochty: sharkbranch@mail.ru
K cojaleniu etot caiy ploxo rabotaet, I na vijy kto mne pichet zdec, pojalyicta peshite mne na pochty: sharkbranch@mail.ru