Канал им.Москвы - исторические фотографии. Северный участок.

Канал имени Москвы (канал «Москва-Волга», как он назывался до 1947 года) – безусловно, величайшая стройка. Величайшая и по значимости для города и для страны, величайшая и по своей трагичности. Еще в годы строительства канала, сразу после окончания «стройки века» в союзе вышел целый ряд книг, посвященных каналу. Увы, этих книг сохранилось немного. Силами участников речного Форума некоторые ретро-фото канала «Москва-Волга» все же удалось отсканировать и выложить. Их и привожу далее.




Сначала две фотографии северного участка канала еще в стадии строительства. Эти фотографии из книги 1936 года, которая так и называлась «Канал «Москва-Волга».

1. Мост Ленинградской железной дороги. Канал пока еще только строится.


2. Техника работающая на трассе канала. Согласно книге самых передовых экскаваторов на земляных работах было задействовано немало. Тогда как из других источников следует, что появились они уже под финал строительства. До этого работы велись вручную силами "каналармейцев" ДмитЛАГА.

Очень основательная книга была издана в 1939 году, уже после завершения всех работ на канале "Москва-Волга". Книгу "Архитектура Канала "Москва-Волга" выпустило издательство Всероссийской Академии Архитектуры. Здесь представлено много фотографий той поры. Увы, но качество многих из них - не очень, но некоторые вполне себе.


3. Естественно для той поры - заглавная фотография книги. "Товарищ Сталин осматривает Яхромскую насосную станцию на канале "Москва-Волга".


4. Один из первых теплоходов "канальной флотилии" выходит из Шлюза №1 у нынешней Дубны.


5. Иваньковская плотина.


6. У входа в канал установлен памятник В.И.Ленину. Этот памятник - второй по величине памятник вождю мирового пролетариата.


7. О том, что напротив изваяния Ильичу стоял еще один памятник, сегодня напоминает только огромный гранитный пьедестал. Памятник "вождю народов" был разрушен вместе с культом его личности. В 1939 году памятник красовался на своем месте.


8. Шлюз №2 у поселка Темпы.


9. Скульптурная группа "Спорт" на берегу канала. Такими композициями щедро украшались берега канала у заградительных ворот и паромных переправ. Многие, в том числе и эта, сохранились.


10. Самый красиво украшенный шлюз №3 (Дмитров) канала. Сразу после открытия. На башнях шлюза установлены медные копии каравелл Колумба.


11. Верхние башни шлюза №3.


12. Насосная станция шлюза №4 в Яхроме.



13. Шлюз №5 в пос.Икша. Скульптура Ю.Куна. Точно такая же встречает гостей у входа в парк Северного Речного вокзала.


14. Башня шлюза №6 в пос.Икша.


15. Камера шлюза №6 в пос.Икша и один из теплоходов, построенных к открытию канала. На этой фотографии еще нет многочисленных дач и лесопосадок в Икше. Нет и столь излюбленного фотографами и зеваками пешеходного моста на шлюзом. Вдали виден шлюз №5.


16. Та самая флотилия, построенная на "Красном Сормове" к открытию канала "Москва-Волга". Те самые комфортабельные теплоходы, на которых пересаживались на станции "Большая Волга" участники фильма "Волга-Волга".


17. Еще одна серия теплоходов, построенная для работы на канале. Эти суда проработали достаточно долго. До появления "Ракет" и "Москвушек" именно они работали на всех прогулочных и пригородных линиях. На фото: шлюз №5.


18. Еще один из "утюжков" (как их прозвали речники) на подходе к шлюзу №5. Позади еще два теплохода. Тогда прогулочные и пригородные линии шли через все шлюзы до Иваньковской плотины.


19. Пассажирские теплоходы и колесный буксир в камере шлюза.

За все эти фотографии с сканы книг спасибо пользователю kuv (Форум Речных Путешественников).

А вот еще интересная подборка фоографий по каналу, правда уже 60-х годов. Тогда в резерве Московского пароходства была служба аэрофотосъемки. Перед началом навигации над каналом летал самолет, который фотографировал объекты канала на предмет наличия льда в подходных каналах шлюзов, плотин и т.д. Некоторые фотографии таких съемок уцелели в архиве грузовой диспетчерской Северного порта. За фотографии спасибо Ирине Панфиловой. (rechnoi_dozor )


20. Иваньковская ГЭС. Шлюз №1. Дубна.


21. Шлюз №1. Дубна. В подходном канале шлюза зимуют суда.


22. Заградительные ворота на канале.


23. Шлюз №3. Лед в подходном канале.


24. Паромная переправа на канале. Несмотря на битый лед - паром работает.


25. Шлюз №5. Здание насосной станции. Подходные каналы.

На этом пока все. Продолжу старыми фотографиями построек канала в Москве.


Ага, вон, у Соревнования одна из таких пристаней, она не работала уже тогда, когда я был там маленьким и ходил на рыбалку, а это 80-ый год...
Как только свернули линии пригородные за шлюзы из Москвы (а это было в 70-х) эти пристани собственно стали никому не нужными. Канал дублирует же электричка, кроме некоторых участков.