Канал имени Москвы

Отойдя от причала Серверного речного вокзала, до того момента, как теплоход выйдет в Волгу, ему предстоит долгое путешествие по каналу имени Москвы – уникальному по своей красоте и монументальности гидротехническому сооружению России.


 



           История строительства канала интересная и трагична…

История строительства. О том, как соединить Москву-реку с Волгой, задумывались еще в далеком XVII столетии, но канал был создан лишь в 1937 году. Открытие канала состоялось 15 июля 1937 года,  канал был назван «Канал Москва — Волга им.И. В.Сталина. Строительство продолжалось 4 года и 8 месяцев. При строительстве канала использовался труд заключённых ГУЛАГа (14 сентября 1932 для строительства канала был создан специальный лагерь - Дмитровлаг, просуществовавший более пяти лет). Уже по окончанию войны, в 1947 году –  в честь празднования 800-летия столицы и 10-летнего юбилея гидротехнического сооружения – каналу присвоили имя Москвы, с тех пор он носит свое современное имя. Изначальными задачами канала было не только судоходство между Москвой и Волгой, благодаря ему Москва получала питьевую воду, Москва-река и ее притоки – воду для полноценной природной жизни; водные ресурсы использовались и для выработки электроэнергии. По уровню автоматизации канал имени Москвы, до постройки Волго-Донского канала, не имел себе равных в мире.


Заградительные ворота.


Теплоход на канале им.Москвы



Нереализованные проекты строительства.


Интересно что, во времена Петра Первого были разработаны первые варианты соединения Москвы-пеки с Волгой, чтобы усилить роль Москвы как торгово-промышленного центра. План сооружения канала Москва—Волга относится к последним годам царствования Петра I (1721—1722).


На тот момент было предложено три варианта такого канала:


1.                  От Москвы-реки вверх по Яузе до впадения Лихоборки, затем по Лихоборке к Коровьему Врагу, откуда прокоп в 8 вёрст до Клязьмы, затем по Клязьме до села Воскресенского, где предполагался прокоп на протяжении 1,5 версты до речки Каменки. Далее вниз по Каменке до Волгуши, по Волгуше до Яхромы и вниз по Яхроме до Дмитрова. Проект предусматривал 123 шлюза на протяжении 128 вёрст.


2.                  От Москвы-реки до Истры, по Истре до реки Катыш, вверх по Катышу до ручья Подоры. Дальше прокоп длиной в 3,5 версты до реки Сестры, а по Сестре до Рогачевской пристани. Примерно 123 шлюза на протяжении 228 вёрст.


3.                  От Москвы-реки вверх по Яузе до села Мытищи, из Яузы через Работный буерак надлежало прокопать 8 верст до реки Клязьмы, затем во Клязьме до реки Учи, где снова прокоп в 8 верст, далее по Уче в реку Вязь, по Вязи в реку Дубровку, от Дубровки через Быковское болото прокоп в 3 версты до реки Икши, далее вниз по Икше - в реку Яхрому и по Яхроме до Дмитрова. Итого 41 шлюз на протяжении 103 вёрст.


Было бы интересно посмотреть на такое воплощение канала, особенно с таким сумасшедшим количеством шлюзов, хотя путешествие по нему превратилось бы в настоящую пытку. Ведь если сегодня теплоход тратит примерно полчаса на прохождение одного шлюза, представить себе, сколько времени заняла бы дорога до Дмитрова от Москвы страшно!


Кстати, первый и третий варианты близки к современной трассе канала. Современный канал им.Москвы короче и имеет всего 7 шлюзов. Тогдашний уровень техники не позволял производить большие земляные работы, и поэтому авторы проектов выбирали наиболее оптимальные варианты с наименьшими затратами на земляные работы. В дальнейшем к мысли о постройке канала возвращались неоднократно. В 1844 году был даже построен участок канала между Истрой и Сестрой, но далее дело не пошло.


Паромная переправа.


Пестовское водохранилище.


Общая информация.


Ну и немножко общей информации: общая длина канала — 128 км. Начинается он от Иваньковского водохранилища (близ города Дубна), где находятся шлюз и Иваньковская ГЭС, соединяется с Москвой-рекой в районе Щукино. 19,5 км длины канала составляет путь по водохранилищам, 108,6 км – на долю искусственных русел.
 



 Интересные места.


Для меня их на канале довольно много. Но вот некоторые:


 «Глубокая выемка». Сразу же за мостом МКАД русло канала проходит по участку, называемому «глубокая выемка». Высота берегов здесь достигает почти 24 метров при ширине выемки поверху до 140 метров. Сама трасса канала извилиста и необычайна живописна.   


Витенево. Село Витенево располагается на берегу Пяловского водохранилища канала им.Москвы. Первое что бросается в глаза на подходе к пристани Витенево – это удивительной красоты деревянная церковь. Это храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм этот новый, он был построен в 1999-2001 годах. 8 мая 2005 года в ограде храма был освящен трехметровый крест в память погибших при строительстве канала. Витенево также связано с именем великого русского писателя-сатирика М.Е.Салтыкова-Щедрина. Здесь, в небольшой усадьбе, писатель проводил немало времени.


Витенево.

           Шлюзы канала. Пожалуй, самые интересные объекты в корабельных путешествиях по рекам. Их от Москвы до выхода в Волгу (г.Дубны) теплоходу предстоит пройти шесть. В архитектурном исполнении двух одинаковых шлюзов на канале им.Москвы нет. Каждый из них оформлен по-своему уникально, каждый запоминается. Обычно путешественники выделяют шлюз №3 канала, на башнях которого установлены медные модели каравеллы Колумба («Санта Мария»). Эти каравеллы стали одним из символов канала. 


Теплоход "Ф.Дзержинский" выходит из шлюза №2 КиМ.


Каравелла на башнях шлюза №3.
 
              Яхрома-Дмитров. Выйдя из шлюза №3, теплоход проходит г.Яхрому, и далее следует по прямому участку канала протяженностью 44 км. Именно на этом участке канала располагается один из древнейших городов Подмосковья – Дмитров. Город был основан в 1154 году князем Юрием Долгоруким и назван по христианскому имени его сына Дмитрия, будущего князя Всеволода III Большое Гнездо. В первой половине 14 века Дмитров являлся столицей самостоятельного Дмитровского княжества, а в 1364 году присоединен к Москве. Наибольшего расцвета Дмитров достиг в 15-16 веках, когда являлся посредником в торговле Москвы с севером. От Дмитрова по рекам Яхрома, Сестра и Дубна проходил путь к верховьям Волги. Современный город очень красив и весьма интересен для осмотра. Памятники в нем сохранились и впрямь уникальные - домонгольское городище с валом высотой 15 м и рвом. На городище — пятиглавый Успенский собор (1533г.). Другим известным памятником старины является ансамбль Борисоглебского монастыря (1462г.). Но теплоходы редко делают остановку в Дмитрове, так что обычно приходится созерцать его с борта, благо центр города хорошо виден с палубы.


Интересен этот участок не только тем, что там располагается древний город. Участок канала от Яхромы до Дмитрова в 1941 году был рубежом обороны Москвы. В ноябре, овладев Клином, Солнечногорском и Рогачево, немецко-фашистские войска рвались к Яхроме и Дмитрову. В ночь на 28 ноября 7 танковая дивизия противника захватила Яхрому, форсировала канал и вышла на Перемиловские высоты на восточном берегу канала. В бой с противником вступили 29 и 50 стрелковые бригады. Руководил боем лично генерал Кузнецов. 29 ноября противник был разгромлен и отброшен за канал. Бои за Яхрому, которую немцы успели превратить в крупный узел обороны, продолжались до 8 декабря, когда город был освобожден. В 1966 к 25-летию разгрома фашистских войск под Москвой на Перемиловских высотах в честь воинов 1 ударной армии был установлен памятник — фигура советского солдата с поднятым в руке автоматом.


Памятник строителям канала.


Перемиловская высота.
 


Иваньковский гидроузел. Последний гидроузел канала им.Москвы при движении от Москвы и первый стоящий на Волге. Гидроузел состоит из Иваньковской ГЭС и однокамерного судоходного шлюза. Гидроузел находится в черте г.Дубна. На подходе к шлюзу, на берегу установлен памятник В.И.Ленину. Если обратить внимание, то видно, что на противоположном берегу также есть постамент, только он пуст и заброшен. К открытию судоходства на канале там находился памятник И.В.Сталину, который был демонтирован в 50-е годы, остался только постамент. 



Памятник В.И.Ленину у Иваньковского гидроузла.

Пройдя шлюз Иваньковского гидроузла (шлюз №1 канала им.Москвы) теплоход оставляет за кормой канал и выходит в Волгу.

           Еще немного фотографий канала:









  • Current Mood: artistic
  • Current Music: Агата Кристи - Два корабля
Молодец! Так интересно написАл! И даже фото "Феликса Дзержинского" есть! Знаешь, как угодить... :-)
Я же предвидел, что ты будешь первая посмотревшая, вот и старался... Вообще надо отдельный пост замутить - фотки "Дзержинского", чтоб тебе повсеместно хорошо было!

А то что было интересно - приятно, я старался...
Вот джентльмен! Для подруги-то как постарался! Спасибо огромное!!! :-* А про пост с фотками "Дзержинского" тоже тема!
Не жалко. Смотри, раз тебе так нравится этот теплоход! Надо порыться в закромах, где-то были еще его фотографии... Найду, выложу специально для тебя!
Молодец Саша!
Просветим жжшную общественность о круизах и реках!
Есть просветить! Принял к сведению...
На неделе продолжу...
Надеюсь к пятнице до Нижнего то доплывем! ))))
Наверное, лучше на заметки какой-то тэг поставить.
Фотографии сделаны в разное время года?